![]() |
|
Журнал Союзное государство
Впереди - Рубикон На последней встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина и Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко помимо обсуждения текущих вопросов экономического и политического взаимодействия вновь зашел серьезный разговор о том, как дальше совершенствовать механизм двустороннего сотрудничества и как на деле двигаться вперед по пути создания Союзного государства. Сегодня становится совершенно ясно, что нынешнее положение дел требует принятия таких решений, которые показали бы народам наших стран и миру в целом, что процесс объединения наших государств переходит в практическую плоскость и что такое решение полностью отвечает интересам граждан России и Белоруссии. Каждая неделя, каждый месяц неопределенности в этом процессе ведут к тому, что дискуссия о Союзном государстве воспринимается все больше как ритуальное действие, а не проявление готовности к конкретным шагам. Главным из них должно быть проведение референдума в каждой из наших стран в отношении судьбы Союзного государства, результаты которого стали бы правовой основой для всех дальнейших политических и организационных действий и, что самое важное, для формирования эффективного механизма управления в рамках такого государства (вне зависимости от его окончательной конфигурации). Нельзя сказать, что сегодня общий фон для такого референдума самый благоприятный. Дискуссия о судьбе Союзного государства, идущая вот уже более десяти лет, наряду со многими надеждами породила и определенные сомнения, прежде всего потому, что только малая часть из договоренностей, достигнутых в 1996 году, действует в реальности. Да, встречаются лидеры наших стран, проводят совместные заседания руководители правительств, отдельные министерства и ведомства, прежде всего обороны, периодически встречаются и депутаты, но механизма, способного составить основу функционирования Союзного государства, так пока и не видно. Есть отдельные хорошие результаты совместной работы, например, у транспортников и таможенных органов, но в целом — единой политики, которая должна проводиться сторонами, не видно. А вот различного рода конфликты, как, например, вокруг цены на газ, создают порой столько негатива, особенно в средствах массовой информации, что Россия и Белоруссия предстают чуть ли не как прямо конфронтирующие стороны. И, о чем необходимо сказать особо, нет все же четкой информации о том, что служит основной причиной затягивания процесса — сопротивление внутри элит каждой из стран или, может быть, это объясняется стремлением в конечном счете подключить к идее Союзного государства Казахстан? Или желание подождать, как решится вопрос о статусе Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, которые стремятся официально стать частью Российской Федерации, то есть потенциально и частью будущего Союзного государства? Нужно честно себе признаться, что как политическая, так и экономическая ситуация в каждой из наших стран значительно изменилась за эти годы, равно как и изменилась, причем достаточно радикально, и международная обстановка, в том числе на постсоветском пространстве. Это не может не сказываться на настроениях политиков и населения. Но в одном нет никакого сомнения — все эти годы, несмотря на происходящие изменения, Белоруссия оставалась и остается сегодня самым надежным союзником России как в политической, так и в экономической и военно-стратегической сферах. И все попытки, предпринимавшиеся США или Европейским Союзом, внести раскол во взаимоотношения между нашими странами, оказались, в конечном счете, безрезультатными. Но такие попытки не остались только в прошлом — они продолжаются и сегодня, причем главный удар направлен именно против планов по развитию Союзного государства. Референдум сегодня — это целый комплекс шагов, которые должны быть синхронизированы сторонами с тем, чтобы добиться необходимого результата и сделать это таким образом, чтобы никто не смог поставить под сомнение его итоги. Прежде всего, на наш взгляд, в сложившейся ситуации ведущую роль должны сыграть президенты наших стран, которые могут и должны сделать вопрос о референдуме и будущем Союзного государства действительно главным политическим событием для граждан России и Белоруссии, призвав их ясно и недвусмысленно высказаться за новый союз. Именно их авторитет и влияние сегодня позволяют сделать такой шаг, в полной мере давая необходимый политический и психологический импульс. Особое значение это имеет потому, что, как упоминалось выше, определенное число граждан двух государств если не потеряло интерес к объединению, то относится к перспективе достаточно пессимистически, справедливо опасаясь, что вместо действий вновь могут продолжаться самые общие разговоры, или все в результате закончится просто бюрократическими перестановками. При разговоре о референдуме нужно понимать, что в определенной степени многие просто разуверились в возможности объединения и потребуются очень серьезные информационные усилия сторон, чтобы вернуть надежду и уверенность в правильности этого шага. Особая роль в такой работе, естественно, должна будет принадлежать телевидению как наиболее серьезному каналу влияния на общественное мнение. Ведь не секрет, что в наших деревнях и малых городах серьезную газету с разбором аргументов «за» и «против» не найдешь и с факелом. Принципиально важно вновь показать, какие геополитические и экономические преимущества дает Союзное государство вне зависимости от конкретной формы объединения, и что такой шаг имеет действительно принципиальные последствия для будущих контуров Европейского континента и мира в целом. Существует при этом целый ряд практических аспектов, которые должны быть учтены и решены в соответствии с действующим законодательством. Прежде всего необходимо четкое определение тех вопросов, которые будут на него вынесены. Внести соответствующие предложения, в частности, могут лидеры наших государств. Если принять во внимание те основные положения дискуссии, которые велись вокруг вопроса о Союзном государстве в последние годы, то вполне логичным представляется вынесение, например, двух основных вопросов на всенародное обсуждение: 1. Поддерживаете ли вы создание Союзного государства как межгосударственного союза Российской Федерации и Республики Беларусь? 2. Одобряете ли вы проект Конституционного Акта Союзного государства? Именно они, на наш взгляд, в полной мере отражают наиболее существенные моменты и достаточно четко дают главные ориентиры для движения вперед. Естественно, что если по первому вопросу высказаться «за» или «против» достаточно легко, то в отношении второго, как показывает анализ, четкого отношения к этому документу нет не только у населения, но и у профессиональных политиков, прежде всего потому, что до конца так и не ясно, о каком именно окончательном варианте Конституционного Акта идет речь. А без этого просто нельзя выходить на референдум, не зафиксировав в проекте самое главное — в каком именно виде должно существовать Союзное государство и каким, в конечном счете, будет система управления им. При этом принципиально важно то, чтобы в этом вопросе существовало бы действительно однозначное понимание и не было бы потом проблемы различных интерпретаций. Кроме того, это понимание должно быть и на уровне простых граждан с тем, чтобы они ясно представляли, в каком государственном образовании им предстоит жить и как это скажется на их конституционных правах и обязанностях. Референдум — это, прежде всего, публичное общественное действие. И при этом правила его проведения весьма четкие и определенные законодательством. Но при этом в нашем случае существует одно особое обстоятельство — «за» должны высказаться большинство участвующих граждан как в России, так и в Белоруссии, и референдум, соответственно, должен бы, по идее, проводиться синхронно в обоих государствах. То есть вопрос явки, как это частично отмечалось выше, объективно становится одним из наиболее важных. Не быть уверенным в его решении — значит с самого начала ставить под сомнение все будущее Союзного государства. Нет и не может быть иного пути, кроме как действительно мобилизационной по духу и по содержанию информационно-пропагандистской (в самом лучшем смысле этого слова) кампании, способной создать необходимый политический и психологический фон для принятия позитивного решения. И в рамках этой работы должны быть задействованы все — от президентов России и Белоруссии до журналистов печатных изданий и телевидения. Только в страшном сне можно представить такую ситуацию, когда на референдум, прежде всего в России, где идет процесс массовой деполитизации населения, придет меньше 25% от списка избирателей, и он будет признан не состоявшимся. Но без мощной подготовительной работы, о которой говорилось выше, этот сон может стать реальностью. Кроме этого, нужно четкое понимание логики и последовательности шагов, которые последуют за референдумом, так как это также важный фактор для формирования соответствующего отношения к референдуму. Самое важное, что необходимо осознавать уже сегодня в полной степени, — референдум является своего рода Рубиконом, переход которого означает серьезные изменения в существующей системе политических и экономических отношений между нашими странами и, принимая результаты референдума, мы принимаем весьма высокую историческую ответственность. И необходимо в силу этого продумать все возможные варианты действий в стратегическом плане, которые давали бы уверенность в эффективности развития Союзного государства как качественно новой структуры в мировой политике. Пора, наконец, определяться. В 2007 году в России — выборы в Государственную Думу, в 2008 президента. Мы хорошо знаем, что начало предвыборной компании в России обычно означает то, что вся работа того же депутатского корпуса практически забрасывается и «все уходят на фронт». И будет очень печально, если за бортом процесса принятия важнейших политических решений останется Союзное государство. В 2009 году о нем говорить может быть уже слишком поздно. Иван Макушок
|
|