![]() |
|
Газета Известия
Чего хочет Александр Лукашенко? В последнее время весь комплекс российско-белорусских отношений находится в центре внимания серьезной дискуссии, главным вопросом которой является вопрос о характере отношений между нашими странами в условиях, когда продвижение вперед к Союзному государству явно затормозилось, а по отдельным позициям близко даже заметны тенденции отката назад. Белоруссия и сегодня является главным коридором на Запад, по которому осуществляется более половины экспортно-импортных операций, включая стратегически важные поставки энергоносителей и никак нельзя недооценивать ее роль как для российской экономики, так и для российской политики. Естественно, что страна, занимающая такое геостратегическое положение, объективно заинтересована в том, чтобы ее национальные интересы учитывались бы в полной мере и были бы надежно защищены. Особенно это важно в ситуации, когда многие силы на Западе прямо говорят о необходимости изменения политического режима в Белоруссии, прежде всего отстранения от власти действующего Президента страны А.Лукашенко. Это связано во многом с тем, что на внешнеполитической арене он выступает как достаточно жесткий политический игрок, который четко определяет свои цели и задачи и не хочет заниматься лавированием. Лукашенко предельно четко в определении своего главного кредо – «интересами Белоруссии торговать никогда не буду». Стоит напомнить хотя бы его известное выступление на Генеральной Ассамблее ООН в 2005 году (которое, к сожалению, не получило должного анализа в российской прессе). Он тогда, в частности, сказал: « Мы с вами должны понять, что однополярный мир – это мир однолинейный. Более того – одномерный… Свобода выбора пути развития – главное условие демократического устройства мира… Мы строим нашу страну своим умом, основываясь на своих традициях. Но мы видим: именно этот выбор моего народа нравится не всем. Не нравится тем, кто стремится управлять однополярным миром». Именно это во многом определяет активность Белоруссии на внешнеполитической арене в развитии отношений с Китаем, Индией, Венесуэлой, Ираном и другими государствами, которые не приемлют диктат со стороны США. Но главное для Белоруссии – как будут дальше строиться отношения с Российской Федерацией, какой будет судьба в конечном счете Союзного договора. Для А.Лукашенко это даже не столько вопрос политики, сколько вопрос глубокой убежденности в том, что именно такой союз России и Белоруссии будет в состоянии стать мощной политической и экономической силой и что он в полной мере отвечает интересам славянского братства, интересам народов обеих стран, позволит, в частности, сохранить и тот огромный потенциал и позитив, который был достигнут за годы существования Советского Союза. Сегодня в отношениях России и Белоруссии не все так просто. Позицию Лукашенко « с Россией вместе и навсегда» отдельные российские политики истолковывают чуть ли не как его стремление через Союзное государство стать во главе него. Подобного рода спекуляции, особенно растиражированные многими российскими СМИ, в последние годы весьма серьезно негативно влияли на ситуацию и создавали ненужные проблемы. Но, что вызывает у Президента Белоруссии обоснованное беспокойство, так это то, что движение в сторону Союзного государства более чем далеко от запланированного ранее графика и что количество проблем на этом направлении только возрастает. Количество всякого рода встреч и совместных заседаний растет, но практических результатов, скажем откровенно, не слишком много. Лукашенко призывает четко определиться сегодня – что будем дальше делать, в какой последовательности и когда увидим первые конкретные результаты. Тем более что нынешняя Белоруссия – действительно экономически эффективно развивающееся государство ( в 2005 темпы роста составили 9,2 %, а за первые три квартала 2006 – уже более 6,5 %) и оно все меньше похоже на «младшего брата», с которым можно говорить пренебрежительно. Поэтому в качестве главной задачи он выдвигает обсуждение и принятие Конституционного акта Союзного государства, который четко определит все властные механизмы и задаст параметры формирования общих органов управления, в том числе и формирования законодательной власти. Без такого документа, с его точки зрения, все обсуждения будущего Союзного государства сводятся лишь к теоретической дискуссии. В России многие политики и экономисты говорят – давайте сначала введем рубль как единую валюту Союзного государства, а затем будем решать и остальные вопросы. Для Лукашенко такой подход неприемлем. Он хорошо понимает, что при такой схеме без четко прописанных в законе принципов организации финансов и экономики Союзного государства белорусская власть быстро потеряет контроль над экономикой страны и возникнет реальная угроза «приватизации а-ля Гайдар», в результате чего возможны необратимые негативные процессы как в промышленно-финансовой, так и в экономической сферах. Для Лукашенко, с моей точки зрения, все достаточно очевидно – если в 2007 году не удастся сдвинуть с места телегу Союзного договора, то в будущем само существование этого проекта становится под вопросом и Белоруссия будет просто вынуждена внести коррективы в свою внешнюю политику. В одном из не столь давних интервью Александр Григорьевич сказал : «Есть некоторые государства, вы их хорошо знаете, которые готовы лизать хозяину известное место и бежать впереди, в том числе и против Беларуси. Но так решают политики. Народы, я уверен, думают по другому… Выстроим мы свои нормальные отношения и с Америкой, и с Европой…Я в этом нисколько не сомневаюсь». Он хочет прежде всего того, чтобы не было внешнего вмешательства в дела Беларуси. Хочет уважения к свободному выбору своего народа, хочет сохранения самобытности и истории Белоруссии, хочет ясного экономического и политического будущего. И хочет, чтобы Запад не мешал бы ему строить Союзное государство на основе тех принципов и подходов, которые были сформулированы еще десять лет назад. Лукашенко не просто – он хорошо видит многие конъюнктурные моменты в подходах отдельных российских политиков и экономистов, видит это самое внешнее давление, например со стороны такого соседа как Польша и т.д. Для него нынешняя ситуация – весьма серьезный вызов, на который должен быть дан вполне адекватный ответ. В наших интересах оказать ему поддержку в необходимом объеме. Что можно было бы сделать с российской стороны сегодня для дальнейшего развития сотрудничества России и Белоруссии, имея в виду все же выход в конечном счете на создание Союзного государства? Прежде всего определиться и ясно сказать, как будем двигаться дальше, не оставляя все время Белоруссию в подвешенном состоянии. Во-вторых, избежать возникновения кризиса на энергетической основе в наших отношениях, так как такой конфликт не только ударит по экономике Белоруссии, но и станет крайне негативным сигналом для общества в целом. И, естественно, только усилит позиции тех на Западе, кто говорит много сегодня об «энергетическом шантаже» со стороны России. В-третьих, несмотря на возможные трудности, сохранять и развивать в полном объеме культурные и личностные контакты между народами наших стран. В-четвертых, продолжать координацию усилий в сфере оборонной и внешней политики. Ведь, в конечном счете, речь идет не о А.Лукашенко, а о стратегических интересах России на западном направлении, интересах долгосрочных и определяющих и перспективы развития России. Ведь потеря Белоруссии как действительно самого надежного нашего партнера чревата для России таким количеством проблем, что их решение может просто затормозить развитие страны и поставит ее в положение «обороняющегося государства». Поэтому сегодня принципиально важно, чтобы в российско-белорусских отношениях превалировали бы позитивные результаты, а не наступила бы конфронтация. Для этого есть все основания, прежде всего через прямой и откровенный диалог двух президентов – А.Лукашенко и В.Путина.
Иван МАКУШОК |
|